
Тип камеры имеет первостепенное значение при выборе фототехники. Классический метод деления фотокамер выделяет три основных типа фотоаппаратов: цифровые, беззеркальные (с возможностью смены объектива), а также зеркальные. Цифровые модели фотокамер отличаются компактными габаритами благодаря тому, что в них отсутствуют съемные части. Данная категория включает в себя как обычные и не очень дорогие «мыльницы», так и более дорогостоящие модели с полным кадром. Фотоаппараты, относящиеся к категории «зеркальные», оборудованы зеркальным видоискателем. Они отличаются отсутствием параллакса. Этим объясняется тот факт, что изображение не подвергается искажениям в видоискателе и полностью совпадает с той картинкой, которая попадает на матрицу фотоаппарата через объектив. Это дает возможность фотографу в полной мере контролировать точность фокусирования, а также глубину резкости. Кроме этого, в видоискателе отображаются основные параметры фотосъемки, что значительно облегчает процесс фотографирования. Следует отметить, что на зеркальные фотоаппараты можно устанавливать разные виды объективов. Однако сложность конструкции зеркальных фотокамер делает модели данной категории более дорогостоящими. Беззеркальные фотоаппараты не оборудованы зеркалом, поэтому они компактнее и значительно легче зеркальных фотокамер. Для этой категории камер характерно использование съемных объективов с применением специального крепежного элемента — байонета.

Диафрагма представляет собой «отверстие» в устройстве, которое регулирует количество света, проходящего сквозь объектив. Число диафрагмы, как правило, изменяемый параметр. Это дает возможность проникать через объектив то большему, то меньшему количеству света. Следует отметить, что диафрагма также играет фундаментальную роль в установлении глубины резкости для фотоснимка.

Фокусное расстояние (35мм эквивалент), с технической точки зрения — это расстояние между фокальной плоскостью или, проще говоря, сенсором фотоаппарата и оптическим центром объектива, сфокусированного на бесконечность. Однако на практике все выглядит намного проще. Фактически, фокусное расстояние отображает угол обзора объектива: чем короче фокусное расстояние (к примеру, 18мм и 21мм), тем шире угол обзора. Чем больше фокусное расстояние (к примеру, 150мм и 200мм), тем меньше угол обзора. Следует отметить, что широкоугольные объективы имеют фокусное расстояние менее 28мм, а телеобъективы обладают фокусным расстоянием, которое составляет более 150 мм.

Диагональный угол поля зрения указывает на объем сюжета, который «видит» объектив и записывает сенсор фотоаппарата. Например, у широкоугольных объективов — широкий угол обзора, соответственно большая часть сюжета проецируется на сенсор фотокамеры. У телеобъектива большие фокусные расстояния создают более узкий угол обзора, эффективно визуально приближая объект фотосъемки.

Оптический Zoom при записи видео часто называют трансфокатором. Данный технический элемент фотокамеры дает возможность пользователю создавать иллюзию приближения или удаления от объекта съемки, оставаясь фактически недвижимым. Этот эффект происходит за счет перемен в показателях фокусного расстояния. Иными словами, видеограф может не приближаться к месту, где находится снимаемый им объект, но может «редактировать» композицию кадра подходящим образом, используя функция оптического Zoom. Следует отметить, что показатель оптического Zoom отображает, во сколько раз объектив фотокамеры может приблизить объект видеосъемки.

Число групп оптических элементов указывает на общее количество линз, которые были объединены между собой в группы и установлены в конструкцию объектива. Иными словами, группа представляет собой составленные в блок, или присоединенные по отдельности линзы, которые при сборке объектива фиксировались по одной. Следует отметить, что чем больше оптических элементов задействовано в конструкции объектива, тем лучше окончательное качество фотоснимка. Однако увеличение числа линз влечет за собой увеличение габаритов, веса, а также стоимости объектива.

Число оптических элементов указывает на количество линз, использованных в строении объектива. Чем больше оптических элементов задействовано в объективе, тем выше будет качество снимка. Следует отметить, что некоторые линзы в строении объектива необходимы не только для повышения четкости изображения. Они также способствуют компенсации различного рода оптических искажений, которые появляются при воздействии света на объектив. Однако при выборе объектива на основе количества линз, необходимо учитывать, что с увеличением числа оптических элементов, увеличивается также вес, габариты и, соответственно, стоимость объектива.

Защита от пыли и брызг указывает на то, что корпус объектива покрыт специальным напылением, которое отталкивает влагу и пыль. Наличие подобной защиты позволяет использовать объектив в условиях повышенной влажности и ветрености.

Общее число пикселей позволяет определить количество светочувствительных элементов изображения, которые будут отображены на фотоснимке. Следовательно, чем больше пикселей, тем качественнее будет выглядеть готовый фотоматериал. Кроме этого, пиксели влияют на максимально возможный формат фотографии, которую планируется не только хранить в цифровом варианте, но и напечатать на фотобумаге. Таким образом, для печати качественного фотоснимка формата А4, т.е. 21х29см, необходимо покупать фотоаппарат с матрицей не менее четырех мегапикселей. Отметим, что один мегапиксель включает в себя миллион пикселей. Важно знать, что при выборе фотокамеры следует учитывать не только количество пикселей, но и физический размер матрицы. Эти параметры должны быть соизмеримы между собой.

Число эффективных пикселей указывает на разрешение матрицы фотоаппарата. Пиксели представляют собой светочувствительные элементы и принимают непосредственное участие в формировании изображения. Они исчисляются миллионами, поэтому довольно часто встречается слово «мегапиксели». Один мегапиксель равен миллиону пикселей. Определенное количество пикселей, которые составляют матрицу фотокамеры, задействуется в ее внутренних целях. Поэтому есть разделение на общее количество пикселей и число эффективных пикселей в фотоаппарате.

Кроп-фактор представляет собой высчитываемый параметр как соотношение диагоналей кадра 35мм фотопленки и матрицы фотоаппарата. Так как угол зрения, как правило, рассчитывается по фокусному расстоянию объектива 35-миллиметровой камеры, для фотоаппаратов цифрового типа было внедрено определение «эквивалентное фокусное расстояние». Оно равняется произведению фокусного расстояния, имеющемуся в объективе, на кроп-фактор. Таким образом, можно сказать, что эквивалентное фокусное расстояние является фундаментальной основой угла поля зрения фотокамеры. Следует отметить, что небольшой показатель кроп-фактора свидетельствует о большем размере матрицы. Имея число кроп-фактора для цифровых фотокамер с возможностью замены объективов, можно понять, какой угол поля зрения будет при установке различной оптики. Важно знать, что если объектив имеет показатель кроп-фактора больше, чем единица, использовать его с 35-миллиметровыми фотокамерами не рекомендуется.

Максимальное разрешение указывает на максимальное число пикселей, которое способна отобразить отдельно взятая фотокамера. Иными словами, параметр максимального разрешения сообщает пользователю о том, сколько пикселей может использовать фотокамера во время фотосъемки, когда выбран режим сохранения фотографий максимального качества с минимальным процентом сжатия. Отметим, что чем больше количество пикселей максимального разрешения, тем лучше смотрится итоговый фотоснимок, его цветовая передача, контрастность, а также полноценней выглядит передача информации о свете. Разрешение по Х указывает на число пикселей по горизонтали, разрешение Y — на количество пикселей по вертикали.


Глубина цвета — это количество битов, которые задействованы для хранения информации о каждом канале или каждом пикселе цветовых данных отдельно взятого канала. Например, изображение RGB, имеющее глубину цвета 8 бит на канал, имеет общую глубину 24 бита. Это дает возможность образования 16,78 миллионов цветов с числом тонов 256х256х256; 256 тонов — глубина 8-битного цвета, т.е. количество градаций яркости цвета, равное количеству возможных сочетаний единиц и нулей в последовательности из 8 двоичных знаков. Для сравнения, 16-битный цвет дает 65,536 градаций на канал или 281 триллион цветов. Таким образом, можно сделать вывод, что чем больше глубина цвета, тем больше различных оттенков будет отображено на фотоснимке, а значит, цветопередача фотографии будет на более высоком уровне.


Форматы изображения — это форма, в которой изображение сохраняется в электронном виде. Существует много разных форматов, которые созданы разными разработчиками и обладают разными свойствами, соответствующими способу использования изображений. Одни предназначены для изображений с высоким разрешением, другие — для векторных изображений и т.д. К форматам, которые часто используются в фотографии, относятся RAW, JPEG и TIFF. RAW — это тип файла, который содержит необработанные данные, запечатленные сенсором камеры. Это «чистое» и, соответственно, потенциально наиболее качественное изображение, которое может зафиксировать фотоаппарат. Однако при сохранении снимков в данном формате, необходима дополнительная стадия скачивания и обработки фотографий на компьютере. JPEG — это тип файла, который создает процессор камеры, записывая кадр и сжимая данные для уменьшения размера файла. В связи с этим, некоторая информация выбрасывается полностью: при настройке на низкое сжатие и высокое качество это может быть незаметно, но на слишком сжатых изображениях возможно появление нежелательных артефактов. Также артефакты могут возникать на кадрах, которые многочисленно открываются и заново сохраняются. TIFF — это тип файла, который по своему назначению имеет некую схожесть с JPEG. Однако изображения, сохраненные в данном формате, не очень сильно сжимаются, а значит, не характеризуются большой потерей качества. Следует отметить, что при сохранении изображений в формате TIFF, они получаются довольно большие по размеру и могут занимать до 20-40 Мб.

Режимы фотоаппарата позволяют производить фотосъемку, как при автоматической настройке фотокамеры, так и при ручном регулировании параметров съемки. На сегодняшний деньвыделяют пять основных режимов фотосъемки — P, A, S, M и Auto. «Р» — представляет собой программный режим, когда фотоаппарат сам устанавливает минимальную диафрагму и выдержку, которые требуются для съемки в данный момент. Данный режим похож на режим «Auto» с тем лишь отличием, что позволяет вручную настраивать чувствительность, баланс белого и т.д. «А» — это режим приоритета диафрагмы. Он позволяет фотографу самостоятельно устанавливать необходимое число диафрагмы, и оставляет за фотоаппаратом возможность регулировать выдержку. «S» или «Tv» — это режим приоритета выдержки. Используя данный режим, фотограф, собственноручно устанавливает необходимую для съемки выдержку, а фотокамера отвечает за выбор диафрагмы. «M» — это полностью ручной режим, который позволяет фотографу вручную настраивать все требуемые параметры для фотосъемки. Режим «Auto» не требует от пользователя никакого вмешательства, так как фотоаппарат автоматически устанавливает все параметры.

Формат кадра — это соразмерное соотношение между горизонтальной и вертикальной частью кадра. На сегодняшний день в фото-индустрии широко применяются такие установленные коэффициенты, как: 3х2, 4х3, 16х9. Формат кадра 3х2 позволяет печатать стандартные по размерам фотоснимки — 9х13, 10х15 и т.д. Формат 4х3 наиболее подходит для просмотра фотографий в электронном варианте, например, на мониторе компьютера. Формат кадра 16х9 представляет собой формат современного «широкоформатного» телевидения и кино. Данный формат наилучшим образом подходит для просмотра изображений на больших плазменных экранах.

Стабилизатор изображения — является широко распространенной технологией для борьбы с вибрациями камеры. Существует несколько вариантов стабилизации изображения, которые предлагают производители. Первый — стабилизация движущимся сенсором. Второй — стабилизация в объективе. По сути, функция стабилизации изображения имеет огромное значение в процессе съемки « с рук», при работе в помещениях со слабым или недостаточным освещением, а также при съемке с длительными выдержками. Использование данной функции позволит вам получить максимально четкие кадры во время съемки в сложных условиях.

Скорость съемки кадр/сек — это промежуточное время, которое проходит между съемкой двух соседних кадров. Иными словами, скорость съемки включает в себя два параметра — время срабатывания затвора, а также время, которое требуется фотоаппарату для обработки цифрового изображения. Зачастую, любительские фотокамеры способны обработать 1-3 фотографии в секунду. Фотоаппараты, которые относятся к категории «профессиональные» в среднем обрабатывают от 7 до 9 фотоснимков в секунду.

Таймер в фотоаппарате дает возможность отсрочить время срабатывания спускового механизма. Зачастую данную функцию используют в тех случаях, когда фотограф желает лично оказаться в кадре. В таких ситуациях фотоаппарат устанавливают на штатив, выставляют необходимое время работы таймера и занимают место напротив объектива.

Брекетинг экспозиции — это определенное количество кадров, которые делаются с разными значениями экспозиции, чтобы наряду с «правильным» кадром создать ряд более светлых и темных вариантов изображения. Брекетинг можно осуществить в ручном режиме при помощи коррекции экспозиции или использовать функцию автоматического брекетинга (AEB), если таковая имеется в наличии отдельно взятого фотоаппарата.